Датчик коленвала: ключевой элемент системы управления двигателем.
Одним из важнейших элементов современной системы управления двигателем внутреннего сгорания является датчик коленвала. Этот небольшой, но крайне функциональный компонент играет ключевую роль в обеспечении эффективной и безопасной работы силового агрегата.
Что такое датчик коленвала? Датчик коленвала (также известный как датчик положения коленвала) представляет собой электронное устройство, которое отслеживает положение и скорость вращения коленчатого вала двигателя. Он преобразует механическое движение коленвала в электрические сигналы, которые затем обрабатываются блоком управления двигателем (ЭБУ) для точной синхронизации работы различных систем автомобиля.
Основные функции датчика коленвала:
  1. Определение положения поршней. Датчик коленвала позволяет ЭБУ точно определять положение каждого поршня в цилиндрах двигателя. Это критически важно для правильной синхронизации подачи топлива, зажигания и других процессов.
  2. Контроль скорости вращения коленвала. Информация о скорости вращения коленвала используется ЭБУ для регулирования работы системы впрыска топлива, системы зажигания, а также для расчета крутящего момента двигателя.
  3. Диагностика неисправностей. Данные с датчика коленвала позволяют ЭБУ выявлять различные неполадки в работе двигателя, такие как детонация, пропуски зажигания, неравномерность вращения коленвала и др.
Устройство и принцип работы датчика коленвала Датчик коленвала обычно представляет собой индуктивный или холл-эффектный датчик, установленный рядом с зубчатым венцом маховика или шкива коленвала. При вращении коленвала зубья этого венца проходят рядом с датчиком, вызывая изменения магнитного поля, которые преобразуются в электрические импульсы.
Индуктивные датчики коленвала содержат катушку, в которой наводится переменное напряжение при прохождении зубьев венца. Холл-эффектные датчики реагируют на изменение магнитного поля, вызванное движением зубьев, генерируя электрические импульсы.
Эти импульсы передаются в ЭБУ, который использует их для определения угла поворота и скорости вращения коленвала. Благодаря этому ЭБУ может синхронизировать работу системы зажигания, впрыска топлива и других важных систем двигателя.
Неисправности датчика коленвала Выход из строя датчика коленвала может привести к серьезным проблемам в работе двигателя. Наиболее распространенные неисправности включают:
  • Механические повреждения датчика или его кабеля
  • Ослабление крепления датчика
  • Износ или повреждение зубчатого венца коленвала
  • Загрязнение поверхности датчика
  • Неисправность электронной схемы датчика
Симптомами неисправности датчика коленвала могут быть:
  • Затрудненный запуск двигателя
  • Нестабильная работа двигателя на холостом ходу
  • Провалы мощности или рывки при ускорении
  • Ошибки в системе диагностики (загорание индикатора Check Engine)
Замена датчика коленвала При выявлении неисправности датчика коленвала его необходимо заменить. Этот ремонт, как правило, не занимает много времени, но требует определенных навыков и специального оборудования.
Важно использовать только оригинальные или высококачественные аналоговые запчасти, так как датчик коленвала является критически важным компонентом. Установка некачественного датчика может привести к дальнейшим проблемам в работе двигателя.
Таким образом, датчик коленвала играет ключевую роль в обеспечении эффективной и безопасной работы двигателя автомобиля. Своевременная диагностика и замена этого важного элемента системы управления двигателем позволяют предотвратить серьезные неисправности и поддерживать автомобиль в исправном состоянии.
График сигнала датчика коленчатого вала.


  1 Определение угла поворота датчика коленчатого вала 0,75.
  2 Расчет среднего числа оборотов в мин.N
  3 Контроль пропуска воспламенения.
  4 Контроль синхронизации коленчатого вала и распред вала.

У нас есть два типа этих датчиков: магнитные и индуктивные датчики, а также датчики Холла. Рассмотрим магнитный индуктивный датчик. В основе его находится магнит, от которого расходятся магнитные поля. Также есть сердечник, на который намотана обмотка-катушка, и есть задающий диск.

Важно понимать, что это не просто датчик, а система: датчик плюс задающий диск, который вращается. Вращаясь, задающий диск своими прорезями или зубьями прерывает магнитное поле. Переменное магнитное поле наводит ЭДС (электродвижущую силу), то есть напряжение, в обмотке датчика, и на выходе мы получаем сигнал синусоидальной формы. Если какой-то из зубчиков повреждён, красивая ровная форма синусоиды нарушается, и мы видим всплеск сигнала.

В большинстве систем задающий диск имеет 60 зубьев, причём два из них удалены, и система называется "60 - 2 зуба". Для чего удаляют два зуба? Если бы все зубья были на месте, сигнал был бы непрерывным синусоидальным, и определить положение коленвала было бы очень сложно, а без датчика распределительного вала - даже невозможно. Конструкторы придумали удалить два зуба, чтобы создать метку. Видите, как изменилась форма сигнала? Эта метка обычно приходится на 19-й зуб, где находится верхняя мёртвая точка первого цилиндра.

Таким образом, -2 зуба нужны для начала отсчёта блоку управления, который программно достраивает эти зубы. Если разделить 360° на 60 зубьев, получим зубной период в 6°. Но внутри зубного периода есть ещё переходы сигнала, поэтому, учитывая фронты, можно сказать, что точность измерения составляет 3°. Однако этого недостаточно для управления двигателем, поэтому процессор внутри себя программно делит этот импульс на четыре части, достигая точности управления 0,75°.м
CRANKSHAFT POSITION SENSOR-Датчик положения коленчатого вала.
camshaft position sensor-Датчик положения распред вала
Следующий тип датчика положения коленчатого вала - датчик на эффекте Холла. Датчик на эффекте Холла - это микросхема, где внутри нет ничего, что нужно "вызванивать", и никаких сопротивлений там нет. Мы подаем на датчик питание, внутри него есть катушка, которая создает магнитное поле, и внутри датчика есть чувствительный элемент Холла, который также получает питание. Питание, приходящее на датчик, чаще всего 5 Вольт, но бывают варианты и 9, и 12 Вольт, поэтому нужно смотреть ремонтную литературу.

Итак, магнитное поле преобразуется в электрический ток, есть чувствительные элементы и направляющие силовые линии магнитного поля, которые меняются в зависимости от вращения задающего диска. Этот датчик интересен тем, что он выдает прямоугольные импульсы и не чувствителен к скорости вращения задающего диска, то есть при малых скоростях вращения он все равно дает гарантированный сигнал. Недостаток в том, что он - микросхема, получает стабилизированные 5 В, и при наличии мощной помехи может выйти из строя.
Работоспособность датчика можно проверить мультиметром, медленно вращая вал. Лучше всего проверять наличие питания датчика и его правильное значение во время диагностики.


Датчик коленчатого вала с эффектом холла
Работа датчика коленчатого вала с задающим диском.
Схема сочетания по типам датчиков.
График сигнала датчика коленчатого вала
Made on
Tilda